Штрихи к портрету Библиография Фотогалерея Гостиная
Читальный зал День за днем журнал "Студенчество. Диалоги о воспитании"

Мои формулы

  • 1. Враг художественной литературы – приблизительность.
  • 2. В художественной прозе писатель должен вести следствие по делу о душе героя, а не катить пустую таратайку сюжета. Клиповость в литературе – её враг.
  • 3. Человек зависит от прошлого куда как более, чем от настоящего.
  • 4. Мудрость – это умение миг сопоставлять с вечностью, вечность – с мигом.
  • 5. Конфликт отцов и детей объективно заложен развитием цивилизации и культуры. Важно, чтобы он не превращался в непроходимую пропасть.
  • 6. Самый сильный и одновременно самый слабый момент религиозных учений состоит в требовании от человека бездумной и безоговорочной ВЕРЫ. Если ты задаешь вопросы, на которые религия не может ответить – так значит, ты не достоин веры. Не созрел. Просто и удобно.
  • 7. Говорят «время такое» – отговорка. Время в наших сапогах по земле ходит.
  • 8. Человек считает свои поступки честными или бесчестными, в зависимости от собственных, а не общественных установок. Совпадают они далеко не всегда.
  • 9. Даже один хороший поступок плохого человека радует окружающих и создает о нем хорошее мнение; но даже один плохой поступок хорошего человека зачастую ему не прощается и портит репутацию.
  • 10. Добрые дела долго незамеченными быть не могут, просто надо не уставать их делать.
  • 11. Человек, совершивший плохой поступок зачастую пытается его не только объяснить, но и оправдать.
  • 12. Вопрос «как бы вы поступили, если бы вернулись в то время?» задают лишь глупцы, ибо задают его уже совсем другому, а не тому человеку.
  • 13. Ко всему плохому человек привыкает так же быстро, как и к хорошему.
  • 14. В России все ведомства так эгоистичны по отношению друг к другу, что их борьба выливается в борьбу против народа. Эти внутренние враги сильнее и зловреднее любого внешнего.  
  • 15. Бедность и богатство человек определяет для себя не тем, что у него есть, а тем, чего ему не хватает.
  • 16. Люди определяют «вечность», как бесконечно большое пространство и бесконечно большое ВРЕМЯ. Но времени присущи категории «вчера», «сегодня», «завтра», или «было», «есть», «будет». Но к понятию «вечность» они-то как раз неприменимы. Вопрос вопросов.
  • 17. Вечность – это субстанция, где утрачиваются понятия «время» и «пространство». (Может быть, так?).
  • 18. Темперамент тех или иных народов объясняется темпераментом самой планеты в том или другом месте. На участках молодых гор, где процесс горообразования продолжается (всё бурлит, клокочет, встает на дыбы и ломается), живут кавказцы, испанцы, итальянцы, мексиканцы, то есть люди большого темперамента, а на участках планеты, где процесс горообразования давно закончен, живут флегматичные шведы, финны, русские, северные народы и так далее.
  • 19. Природа не творит ни добра, ни зла. Она не знает таких понятий. В том, что люди терпят бедствия, виноваты только они сами.
  • 20. Если человеку не интересно свое «завтра», то другим он не интересен сегодня.
  • 21. Не найдя какой-то своей вещи, женщина обычно говорит «кто взял?». Мужчина в такой ситуации говорит «куда я дел?».
  • 22. Всегда легче объяснить, чем не нравится человек или вещь, но труднее объяснить, чем нравится.
  • 23. Отрицательные эмоции всегда легче объяснить, чем положительные.
  • 24. Писателю и актеру легче создать образ отрицательного героя, чем положительного.
  • 25. Участь новогодних ёлок очень похожа на судьбы человеков.
  • 26. Прошлое нельзя отстрелить, как многоступенчатую ракету, оно всегда с тобой.
  • 27. Прошлое, если с ним не рассчитаться во время и честно, словно кавказский кровник, следит за человеком до тех пор пока ни настигнет и не воткнет нож в спину.
  • 28. Мужчина думает прежде, чем совершить поступок, женщина думает, как объяснить
    совершенный поступок. 
  • 29  Он настолько всегда весь в делах, что ему некогда быть порядочным человеком. 

  • 30   Мудрость всегда немногословна, многословны ее толкователи. 

  • 31   Кичливость -это прикрытие наготы (духа ли, знаний ли, ущербности ли характера - это уже не важно).

  •  32   Любить себя - это не значит выпячивать свое "Я", это значит не терять своего достоинства.

  •   33   Запомнилось сказанное мне в Переделкино Михаилом Рощиным: "Так ты что, скромный что ли? Так об этом надо кричать. Иначе никто знать не будет".

  •    34   Главное не в том, как аккуратно ходит человек в церковь, а в том как он себя реализует в жизни. Грех не в каких-то мирских просчетах, а в том, что не реализуешь заложенное в тебя Высшей Волей.

  •    35   Любовь и поэзию нельзя объяснить. Это - нечто, что возвышает и окрыляет, и заставляет все видеть и осмысливать по-другому. Любая попытка объяснения примитивна и глупа.

  •    36    Выходит, что смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы удобрять землю (лечь в фундамент) для последующих поколений. Можно с этим соглашаться или не соглашаться, но так предопределено. И каждый человек, независимо от своих качеств или значимости в обществе, выполняет это предназначение.

  • 37 Художественное произведение - это всегда и правда, и неправда одновременно потому, что это - модель реальности, но не сама реальность. Все дело в убедительности письма, точнее в убедительности деталей и психологии персрнажей.

  • 38 Прошлое - это виртуальный мир, в котором мы все время живем одновременно с жизнью в реальном мире.

  • 39 Грустно сознавать, но приходится признать, что глобальное, вселенское пребывание человека на земле в конечном счете состоит в том, чтобы собою, так же, как и другая живность, удобрять землю. Вселенной все равно, умный ты или нет, сделал что-то исключительное или нет, счастлив был или нет, любил или нет. Это все человечество придумало внутри себя. А вселенной все равно. Все проходят одинаково.

  • 40   Для людей, к сожалению,  часто важно ни  ЧТО сказал, а КТО  сказал   

  • 41   Часто то, что называют трезвым рассудком, на деле оказывается просто холлодным цинизмом, но он порою необходим писателю, даже лирическому (чтобы препарировать поступок героя). 

  • 42   Чтобы быть хорошим аналитиком, нужно уметь бывать холодным циником.

  • 43   То, что называют трезвым рассудком, часто на деле оказывается здоровым цинизмом.

  • 44   Трудно воспитывать правильного гражданина в неправильном обществе.

  • 45   Как воспитывать гражданина, если у государства нет гражданской идеи и концепции гражданского общества?

  • 46   Гражданское воспитание - это целенправленное (ЦЕЛЕ  НАПРВЛЕННОЕ) влияние. А если нет цели?

  • 47...Изучать цикличность космических явлений - значит, пытаться провидеть будущее.

  • 49   Сегодня, когда в литературе сильно нашествие примитивизма, идущего от невежества и неумения, рядящегося под раскованность, чувствую себя защитником на баррикадах.

  • 50    Одни люди примеряют себя к миру, другие - мир к себе. 

  • 51     Невсилах быть,

              Мечтаем стать.

                        И в том находим оправданье.

            52       Есть люди, которые, ничего не зная, все объясняют. И есть люди, которые, ничего не зная, все осуждают. В основе и той, и другой позиции лежит невежество.

            53       Чтобы сделать хорошо себе, надо делать хорошо другим.

            54.       Надо бороться не с человеком, носяшим порок, а спороком.

             55.       Так уж устроено истари:

                          в злобе, любви и мольбе

                          человек открывает истины

                          только в себе.